Symmetriad

Перечитывая «Солярис» Станислава Лема, в который раз ловлю себя на мысли, что, пожалуй, это один из лучших фантастических романов, которые я прочел на данный момент. В этой книге есть все, что я наиболее ценю и люблю в фантастической литературе: глубокая философия, напряженный сюжет с элементами триллера, смелый полет авторской фантазии.

С самых первых страниц, читатель погружается в тревожную, таинственную атмосферу, царящую на заброшенной в глубинах космоса исследовательской станции, которая парит над поверхностью планеты Солярис. На борту происходят странные, пугающие события, не поддающиеся логическому объяснению. А внизу, в нескольких сотнях метров, обитает самое удивительное существо, с которым когда-либо сталкивалось человечество — живой, мыслящий океан. Единый организм, занимающий пространство всей планеты, состоящий не из воды, а из протоплазмы, исследуемый сотнями ученых на протяжении десятков лет, но так и не понятый ими. Люди безуспешно пытаются вступить в контакт с этим колоссальным организмом, но и Океан делает попытки контактировать, по своему, выбрав для этих целей весьма неожиданный и чудовищный способ. К чему все это приводит, пересказывать не имеет смысла. Добавлю только, что финал, на мой взгляд, оставшийся открытым, заставляет задуматься о многих вещах – не в последнюю очередь, о смысле бытия, и о природе человека и человечества в целом.

«Солярис» — великолепный, захватывающий, сильный роман, к сожалению, почти не известный современному читателю. На слуху разве что две экранизации — советская 1972-го года, и более современная голливудская с Джорджем Клуни в образе главного героя Криса Кельвина. Обе они имеют с книгой очень мало общего. Впрочем, с экранизациями своих произведений Станиславу Лему — замечательному польскому фантасту — почти всегда не везло, так же, как и отечественным мэтрам — братьям Стругацким.

Впервые книга была прочитана лет пять назад, когда я случайно обнаружил пыльный томик в углу книжной полки. Тогда же, она произвела на меня неизгладимое впечатление. По моему мнению – именно такой должна быть настоящая научная фантастика — серьезная литература с большой буквы!

Роман «Солярис» также оказал серьезное влияние на общее развитие фантастической литературы в ХХ веке. Под впечатлением от этой книги было создано множество произведений. К примеру, «Сфера» Майкла Крайтона, более известного своим «Парком Юрского периода», во многом перекликается с «Солярисом», хотя творение Крайтона, прочитанное позже, понравилось мне значительно меньше.

Между прочим, по мнению Бориса Стругацкого, «Солярис» входит в золотую десятку лучших произведений жанра. С этим заявлением патриарха отечественной фантастики я полностью согласен!


2 Responses to Солярис. Океанская глубина фантастики

  1. По-моему, Солярис — это книга на любителя. Я Лема уважаю, как и Льва Толстого, но Солярис прочел, что называется «со скрипом». Потому что это надо прочесть для «расширения кругозора». Но с тех пор Лема предпочитаю не трогать, как и Толстого после 10 класса.
    За что еще я уважаю Лема, так это за то, что он признал Филипа Дика, чьи книги я безмерно люблю, — единственным (привожу не дословно) стоящим автором американской фантастики.
    Конечно, что он единственный стоящий, не согласен, но что — один из лучших, это да.

  2. Филип Дик конечно крут.
    А вот я «Солярис» читал запоем. Хотя, соглашусь – это литература не для всех, как и большинство произведений того же Дика, Желязны, Бредбери…